АЗБУКА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА, или ОТ ПРОБЫ ПЕРА ДО МАСТЕРА СЛОВА
ОТ АВТОРА
Уважаемые читатели!
Книгу, которые вы держите в руках, я «увидел» задолго до того, как она вышла в свет. И посетило меня это видение не случайно. Тогда я готовился к встрече со старшеклассниками одной из балашихинских школ - с теми из них, кто пробует свои силы в литературе. И пытался найти ответ на мучительный вопрос: как за один-два академических часа донести до ребят то, что изложено в «томах премногих», да еще рассказать обо всем так, чтобы наша беседа была интересной и принесла им практическую пользу? Думал-думал, и вот... Лекции, прочитанные мною в Школе стилистики и креативного письма; статьи, размышления и мнения известных, популярных, опытных, маститых - и, конечно, «просто» великих! - писателей; мой личный писательский и журналистский опыт; беседы с начинающими авторами в интернетовских чатах; участие в форумах любителей литературы - все это неожиданно сложилось у меня в голове в довольно пестрый, но гармоничный мозаичный рисунок.
Тогда и родилась книга.
Это не учебник. «Азбука...» ни в коем случае не претендует на полноту, строгость, а тем более, на научность раскрытия темы «Литературное творчество». В ней рассматриваются основные вопросы работы со Словом, стилистики и креативного письма - и подробнее всего те, без ответов на которые не может существовать не только художественная литература, но даже просто связное изложение мысли на бумаге.
По форме книга представляет собой цитатник - сборник высказываний писателей и литературоведов по разным аспектам литературной работы. В ней почти нет авторских ремарок - голос автора звучит в перекличке голосов участников им же самим развязанной дискуссии. Возможно, это не совсем привычная для вас форма подачи материала - зато, благодаря этому, книга хорошо структурирована: вы легко найдете в ней то, что вас интересует.
По своей сути «Азбука литературного творчества» - практическое руководство начинающего литератора. Причем такое, которое вовсе не способствует бездумному выполнению правил и следованию различным советам - «Азбука» заставляет думать, развивает авторскую самостоятельность. Из нее вы узнаете о творческом инструментарии писателя и журналиста; о том, как работать над произведением, с чего, например, начать, как продолжить; что для литератора в работе непреложно, а чем можно и пренебречь; о приемах усиления образности и выразительности речи; о том, как относиться к критике, и многое другое...
Вникайте, думайте - потом пишите, пробуйте! Творческих вам озарений и - удачи!
А, между прочим, моя встреча со старшеклассниками состоялась, правда, чуть позже - после выхода книги. И, знаете, по-моему, ребята слушали с интересом. И на все их вопросы ответы я нашел...
«Азбука» помогла... Так что читайте!
СОДЕРЖАНИЕ:
От автора
ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ОСНОВ
1. Дело, которым мы занимаемся
2. Почему пишет молодой писатель?
3. Необходимость грамотности литератора
4. Отношение к Слову
5. Великая надежда для каждого, кто хочет работать со Словом
6. Правила работы над текстом
ЧАСТЬ II. «САМОЕ-САМОЕ» ИЗ СТИЛИСТИКИ
- Лексическая несочетаемость
- Речевая недостаточность
- Речевая избыточность
- Паразитная рифма. Неуместная ритмизация прозы
- Неправильное использование паронимов
- Контаминация фразеологизмов
- Смешение стилей
- Кое-что о разговорной речи, иностранизмах и жаргоне
- Канцеляризмы
- Речевые штампы и языковые стандарты
- Неудачная образность, вычурность речи
- Неблагозвучие речи
- Злоупотребление использованием глагола «быть»
- Избыток притяжательных местоимений
- Абсурдизм, алогизмы, двусмысленности, рениксы
ЧАСТЬ III. ВОПРОСЫ КРЕАТИВНОГО ПИСЬМА
- Некоторые аспекты литературного творчества: советы опытных литераторов
- Восемь инструментов, которыми мы строим героя
- Сюжет, фабула, композиция
- Четыре истории Борхеса
- Конфликт и его роль в художественном произведении
- Десять элементов романа
- Как написать сказку? Карты Проппа
- Пишем фантастику. Приемы создания новых идей
ЧАСТЬ IV. ПУТЬ ЛИТЕРАТОРА
1. Свободное развитие писателя
2. Зрелость писателя
3. Страх перед чистым листом бумаги
4. Отношение к критике
5. Публикации и участие в конкурсах
6. Путь литератора
7. Качества писателя
ЧАСТЬ V. АВТОРСКИЕ КРИТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ ПО ВОПРОСАМ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
- «Слово - великое дело», или Почему профессионалы пишут неграмотно»
- «Что не нужно плохому журналисту?»
- «Что нельзя простить Фантастике?»
- «Загадки и отгадки Виктора Пелевина»
- «Графы и графоманы: о чём мы спорим?»
- «Оригинал» как зеркало русской литературы»
Боже, не дай мне только написать книгу о книгах!
Георг Лихтенберг
Уча, учимся.
Сенека Старший